Социально-психологическая адаптация молодежи: исследовательские практики

учебное пособие

Рассмотрены особенности важного свойства личности, её психоэмоциональное состояние и характер его влияния на функциональное состояние и психику человека. Приведен анализ результатов исследовательских практик студентов, например, выявлены доминирующие эмоции, гипертимное и дистимное самочувствие, уровень эмоционального интеллекта и парциального эмоционального интеллекта, эмоциональное проявление EQ, уровень личностной и ситуативной тревожности, психологического стресса, формы и уровни проявления агрессивных и враждебных реакций. Представлен сравнительный анализ подверженности и степени сопротивляемости стрессу у студентов вузов. Учебное пособие рекомендовано для изучения следующих дисциплин: Психология, Психология и педагогика, Психология в профессиональной деятельности, Основы проектной деятельности в сфере молодежной политики, Процессы коммуникации в современном обществе. Рекомендовано преподавателям и студентам вузов вузов и ссузов, научным работникам и аспирантам.

Кафедра философии и социологии

Библиографическая запись:

Покровская, Е. М. Социально-психологическая адаптация молодежи: исследовательские практики: учебное пособие [Электронный ресурс] / Е. М. Покровская, Л. В. Смольникова. — Томск: ТУСУР, 2019. — 144 с. — Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/9116
Год издания: 2019
Количество страниц: 144
Скачиваний: 2

Оглавление (содержание)

ВВЕДЕНИЕ 6

1 ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ 10

1.1 Дифференциальные шкалы и доминирующие эмоции у студентов вузов 10

1.1.1 Эмоции и их проявления 10

1.1.2 Методика по выявлению доминирующих эмоций у личности 12

1.1.3 Гипертимное и дистимное самочувствие у студентов вузов 13

1.1.4 Доминирующие эмоции у студентов вузов 16

1.1.5 Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изарду 21

1.2 Эмоциональный интеллект как феномен социальной психологии 29

1.2.1 Компоненты эмоционального интеллекта 30

1.2.2 Методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла 32

1.2.3 Уровень эмоционального интеллекта у студентов вузов 32

1.2.4 Эмоциональное проявление EQ у студентов вузов 36

1.2.5 Уровень парциального эмоционального интеллекта у студентов вузов 39

1.3 Состояние личностной и ситуативной тревожности у студентов 44

1.3.1 Тревожное состояние личности 44

1.3.2 Методика диагностики уровня тревожности Спилбергера-Ханина 45

1.3.3 Уровень личностной тревожности у студентов вузов 46

1.3.4 Уровень ситуативной тревожности у студентов вузов 48

2 СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ 53

2.1 Психологический стресс 53

2.1.1 Стрессовые состояния: причины, симптомы, виды, методы нейтрализации 54

2.1.2 Методика выявления оптимального уровня стресса 57

2.1.3 Уровень стресса у студентов высших учебных заведений 58

2.2 Подверженность и степень сопротивляемости стрессу 62

2.2.1 Стрессоустойчивость и социальная адаптация 62

2.2.2 Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса, Р. Раге 67

2.2.3 Сравнительный анализ подверженности и степени сопротивляемости стрессу у студентов вузов 67

2.3 Агрессивные и враждебные реакции у студентов высших учебных заведений 71

2.3.1 Агрессивные и враждебные реакции личности 71

2.3.2 Методика диагностики агрессивности и враждебности Басса-Дарки 73

2.3.3 Формы агрессивных и враждебных реакций у студентов вузов 74

2.3.4 Уровень проявления агрессивных и враждебных реакций у студентов вузов 77

2.3.5 Индекс агрессивности и враждебности 84

3 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ 88

3.1 Образовательный модуль «Стресс и социальная активность молодежи» 88

3.2 Образовательный модуль «Агрессивность и враждебность» 101

3.3 Образовательный модуль «Социально-психологическая адаптация молодежи» 110

3.4 Образовательный модуль «Динамика внутригрупповых отношений» 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 139

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 143