Сайты ТУСУРа

Психология в профессиональной деятельности

Курс лекций

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения высшего образования для активного участия в обсуждении материла на интерактивных лекционных, семинарских и практических занятиях. Обращение к источникам, рекомендуемым в пособии, позволит студентам углубить знания по дисциплине. Кроме того, студент имеет возможность применить усвоенную в ходе изучения курса теоретическую информацию в практической деятельности для правильной организации саморазвития, обучения, взаимодействия с людьми и т. д. В настоящем учебном курсе также освещаются профессиографические основы изучения человека в труде и основы инженерно-психологического анализа трудовой деятельности, основные вопросы профессионального самоопределения, общие и специальные способности, основы профотбора и другие психологические аспекты

Кафедра философии и социологии

Библиографическая запись:

Смольникова, Л. В. Психология в профессиональной деятельности: Курс лекций [Электронный ресурс] / Смольникова Л. В. — Томск: ТУСУР, 2016. — 203 с. — Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/6419.
Год издания: 2016
Количество страниц: 203
Скачиваний: 12874

Оглавление (содержание)

Ведение «Психология в профессиональной деятельности как учебная дисциплина» 5

1 Основы инженерно-психологического анализа трудовой деятельности 7

1.1 Психологическая классификация профессий 7

1.2 Классификация основных условий, определяющих эффективность труда 8

1.3 Методы инженерной и профессиональной психологии 10

2 Свойства, процессы, состояния психики 13

2.1 Свойства человеческой психики 13

2.2 Влияние свойств на темперамент, характер человека, направленность личности и на развитие способностей 14

2.3 Познавательные процессы – от ощущений до творческого мышления 17

2.4 Роль внимания и памяти, их качества 21

2.5 Эмоции, чувства и воля человека 24

2.6 Саморегуляция 26

2.7 Психические состояния, их виды и основные характеристики 27

3 Индивидуально-типологические особенности личности 35

3.1 Свойства темперамента и индивидуальный стиль познавательных процессов и деятельности, взаимодействия с другими людьми 36

3.2 Формула определения темперамента 43

3.3 Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности, в общении и взаимодействии людей 44

3.4 Типология характера и акцентуации 45

3.5 Характер и воля, мотивация поведения 52

4 Работоспособность человека 59

4.1 Общая и фактическая работоспособность 59

4.2 Фазы работоспособности 60

4.3 Утомление 64

4.4 Степени переутомления 70

4.5 Восстановление физиологических и психологических ресурсов организма 72

4.6 Состояние монотонности 76

5 Анализ труда: ошибки человека 83

5.1 Классификация ошибок 86

5.2 Ошибки и страх 88

5.3 Расследование происшествий: вина и ответственность 88

5.4 Ошибка и опыт 91

6 Личность и группа 92

6.1 Личность в малой группе и в коллективе 92

6.2 Положительное и отрицательное воздействие общности на индивида 94

6.3 Самочувствие и комфортность личности в группе 96

6.4 Морально-психологический климат и факторы, обеспечивающие его позитивность 97

6.5 Стрессы и психологические формы их преодоления 97

7 Особенности межличностного общения 106

7.1 Общие понятия и основные функции межличностного общения 108

7.2 Вербальное и невербальное общение 112

7.3 Различие между вербальной и невербальной коммуникацией 129

7.4 Деловое и другие виды общения 131

7.5 Соотношение межличностного общения и обособления 146

7.6 Естественное и искусственное обеднение общения, его трансформация в современных условиях 146

8 Команда и совместная деятельность 153

8.1 Понятие совместной деятельности 153

8.2 Формирование команды 155

8.3 Этапы развития команды 158

8.4 Характеристика успешной команды 161

8.5 Формы управления командой 163

8.6 Психологическая совместимость в команде 164

9 Психические состояния в чрезвычайных ситуациях 169

9.1 Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях 170

9.2 Паника: причины возникновения, особенности проявления, виды 174

9.3 Посттравматический синдром 177

10 Психологические компоненты профессиональной карьеры 180

10.1 Психологическая структура деятельности 181

10.2 Требования к современному менеджеру, руководителю 182

10.3 Управленческая концепция руководства 183

10.4 Метод деловых переговоров 190

10.5 Технологии профилактики и разрешения конфликтов 191

10.6 Следование принципам управленческой этики 202

Рекомендуемая литература 203

Дополнительная литература 203



Похожие пособия