Сайты ТУСУРа

История и методология науки и производства в области электронной техники

Учебное пособие

Дисциплина «История и методология науки и производства в области электронной техники» в соответствии с учебным планом направления подготовки магистров 220600.68 «Инноватика» относится к дисциплинам направления федерального компонента ДНМ.02 и является одной из завершающих в системе подготовки магистров. При изучении этой дисциплины магистранты знакомятся с историей и методологией науки и производства на примере полупроводниковой электроники и электронной техники; с основами научного познания; с концептуальными основами методологии, с теориями, оказавшими наибольшее влияние на формирование образа науки в сознании современного общества, а также с основными проблемами философии науки. Дисциплина помогает осмыслению теории и практики естественнонаучных дисциплин; вырабатывает способность магистрантов к анализу и аргументации впечатлений и выводов, полученных ими на примере собственной практики. Магистранты учатся применять научную методологию при научно-исследовательской работе и находить решения конкретных научных проблем в различных ситуациях. В первой части курса «Методология науки» раскрывается специфика научного познания, даётся характеристика основных понятий, принципов, уровней, методов и проблем науки. Читатель знакомится с методами и средствами научного познания, принципами экспериментального исследования, методологией науки. Во второй части «История науки и производства в области электронной техники» показывается процесс возникновения, развития и современное состояние науки и производства электронной техники, в первую очередь твердотельной, начиная с первых открытий полупроводниковых свойств кристаллов, до наших дней, акцентируется внимание на становлении методологической базы науки. Слушатели знакомятся с историей жизни и деятельности выдающихся естествоиспытателей, с историей изобретений важнейших технических средств и устройств полупроводниковой электроники, с логикой, динамикой и трудностями развития электроники и электронной техники. У слушателей формируются навыки методологически грамотного осмысления конкретнонаучных проблем с видением их в мировоззренческом контексте истории науки, формируется научное мировоззрение; возрастает готовность к восприятию новых научных фактов и гипотез. Усваиваются основы знаний методологии и её уровней; формируется умение ориентироваться в методологических подходах и видеть их в контексте существующей научной парадигмы. История науки и техники – самостоятельная, оформившаяся отрасль знаний, дисциплинарное формирование которой еще не сформировалось и происходит в настоящее время. Это научная и учебная дисциплина с развитым научным аппаратом и инфраструктурой, вместе с тем нужно учитывать обширность и сложность предмета и методов. Цели и задачи истории научных открытий и технических изобретений чрезвычайно многообразны, а предмет изучения весьма широк. Вместе с тем, по своей сущности данная дисциплина является вводной к изучению специальных дисциплин по управлению инновациями в области современной электронной техники. Поэтому представляется полезным и необходимым сузить круг рассматриваемых исторических и методических вопросов изучением истории и методологии полупроводниковой электроники и производства. В историческом плане нас будут интересовать открытие удивительных полупроводниковых свойств веществ, их применения в первых образцах твердотельной электронной техники, успешно работающей, хотя теоретического и полного понимания физики работы новых приборов еще не было; великое озарение, наступившее с развитием квантовой физики и, связанный с этим, еще более стремительный прогресс в электронной технике. Наступившие затем великие научно– технические революции: транзисторная и интегральная, компьютерная и информационная и постепенный неизбежный переход к качественно новой твердотельной электронике – наноэлектронике.

Кафедра управления инновациями

Библиографическая запись:

Дробот, П. Н. История и методология науки и производства в области электронной техники: Учебное пособие [Электронный ресурс] / П. Н. Дробот. — Томск: ТУСУР, 2011. — 77 с. — Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/664
Автор:   Дробот П. Н.
Год издания: 2011
Количество страниц: 77
Скачиваний: 159

Оглавление (содержание)

1. Введение

2. Методология науки

2.1. Научное познание и специфика научной деятельности. Критерии научного знания

2.2. Структура научного знания. Методы и средства научного познания

2.3. Этические нормы науки

2.4. Принципы экспериментального исследования

2.5. Научные традиции, открытия, революции

2.6. Роль науки в развитии техники

2.7. Методология науки

3. История открытия полупроводниковых свойств кристаллических веществ в XIX веке

3.1. Электропроводность и фотогальванический эффект

3.1.1 Полупроводниковый характер проводимости кристаллических веществ

3.1.2. Возникновение фото–электродвижущей силы в полупроводнике при его освещении

3.2. Эффект выпрямления и эффект Холла

3.2.1. Эффект выпрямления в точечном контакте металла к полупроводнику

3.2.2. Классический эффект Холла

4. XIX–XX век. Развитие полупроводниковой электроники до окончания Второй мировой войны

4.1. Широкое техническое применение полупроводников до конца 30-х годов ХХ века

4.2. Развитие физики полупроводников и объяснение принципов работы полупроводниковых приборов

4.3. Открытие p–n–перехода, развитие полупроводниковой технологии, производство ВЧ диодов для радиолокации

5. XX век. Транзисторная революция

5.1. Изобретение биполярных и полевых транзисторов, туннельных диодов, скачок в развитии полупроводниковой технологии

5.2. Освоение промышленного производства транзисторной электронной техники

6. XX век. Интегральная революция

6.1. Изобретение интегральных схем, развитие технологии их производства

6.2. Освоение промышленного производства интегральной радиотехники

6.3. Развитие советской микроэлектроники, создание НИИ, научных центров и заводов полупроводниковых приборов

6.4. Создание микропроцессоров и микроконтроллеров, микроминиатюризация, скачок в развитии технологии производства интегральных схем

7. ХХ–ХХI век. Проблемы микроэлектроники на рубеже веков. Наноэлектроника

7.1 Проблемы микроминиатюризации и качественные изменения в микроэлектронике

Список использованной литературы



Похожие пособия