Сайты ТУСУРа

Здоровый образ жизни как социально-культурное явление

Учебно-методическое пособие

Анализ заинтересованных сторон, проблем и целей изучения дисциплины Анализ заинтересованных сторон - это установление, выявление групп, отдельных лиц и учреждений, интересы которых дисциплина «Здоровый образ жизни как социально-культурное явление» может затронуть. Заинтересованные стороны не всегда сознают свои интересы. Им нужно показать, убедить, что они заинтересованы в данном вопросе. Студенты и выпускники специальности «социальная работа» являются заинтересованной стороной в изучении дисциплины, ибо умение быть здоровыми душой и телом нужно для достижения всех стоящих перед ними положительных целей: получения качественного образования, достойной работы, создания семьи, рождения и воспитания здоровых детей и т.д. Работодатели заинтересованы в найме на работу специалистов без вредных привычек, ведущих здоровый образ жизни (ЗОЖ), ибо такие люди, при прочих равных условиях, наиболее надёжны, работоспособны и энергичны. Приведём пример. Весной 2007 г. в Томске состоялась деловая игра выпускников российских вузов – потанинских стипендиатов с целью отбора кандидатов на работу. Представительница крупной фирмы пригласила на собеседование одного юношу со словами: «Вы единственный, кто написал в своём резюме: “Я веду и пропагандирую здоровый образ жизни”! У нас большие нагрузки. Пропагандируя здоровый образ жизни, сотрудник укрепляет Компанию». Клиенты заинтересованы в получении от специалистов социальной работы знаний, умений, навыков здорового образа жизни. ЗОЖ улучшает самочувствие, повышает уровень здоровья и качество жизни, уменьшает заболеваемость и смертность. Это как раз то, что нужно людям! Анализ проблем – это «формулировка проблем» заинтересованных сторон. Проблема студентов и выпускников состоит в том, что большинство из них имеет отклонения по здоровью и не ведёт здоровый образ жизни. Многие имеют вредные привычки (курение, потребление алкоголя, нелегальных наркотиков). Последствия этого многообразны и накапливаются во времени. Приведём лишь некоторые из них. Это ухудшение здоровья и качества успеваемости и работы, рост заболеваемости, потеря учебного и рабочего времени, увеличение расходов на лечение, снижение востребованности на рынке труда (вплоть до потери рабочего места), понижение здоровья детей и других членов семьи, приобщение их к нездоровым привычкам. Работодатели, в т.ч. руководители социальных учреждений, страдают оттого, что многие сотрудники не придерживаются здорового образа жизни, имеют вредные привычки. Это приводит к потерям рабочего времени, снижению производительности труда, не позволяет добиться высокого качества труда и обеспечить жизнеспособность коллектива. Проблема клиентов состоит в том, что большинство из них не располагает знаниями, умениями, навыками ведения ЗОЖ, многие имеют вредные привычки, что не позволяет улучшать здоровье, увеличивает заболеваемость и смертность, приводит к существенному снижению уровня жизни (расходы на алкоголь, сигареты, наркотики, лекарства, потеря работы). Анализ целей, это – «выведение целей из определенных проблем». Т.е. цели заключаются в том, чтобы решить проблемы, имеющиеся у заинтересованных сторон. Цель студентов и выпускников при изучении дисциплины заключается в том, чтобы овладеть представлениями о современных подходах к ведению и пропаганде ЗОЖ. Задачи – приобрести знания, умения и навыки ведения ЗОЖ, владения психолого-педагогическими методами профилактики вредных привычек. Это позволит сохранять своё здоровье, предотвращать профессиональное «сгорание», оказывать действенную помощь клиентам. Цель работодателей в – том, чтобы получить выпускников специальности, обладающих знаниями, умениями и навыками ведения и пропаганды ЗОЖ, что приведёт к снижению потерь рабочего времени, повышению производительности труда, качества работы и, в конечном счёте, - к повышению конкурентноспособности коллективов. Цель клиентов состоит в том, чтобы получить таких специалистов социальной работы, которые могут предложить им знания, умения, навыки ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек. Это является необходимым условием для улучшения их здоровья, снижения заболеваемости и смертности, повышения уровня жизни.

Кафедра истории и социальной работы

Библиографическая запись:

Афанасьев, А. Л. Здоровый образ жизни как социально-культурное явление: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / А. Л. Афанасьев. — Томск: ТУСУР, 2007. — 35 с. — Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/731
Год издания: 2007
Количество страниц: 35
Скачиваний: 31

Оглавление (содержание)

Предисловие

Анализ заинтересованных сторон, проблем и целей изучения дисциплины

Как добиться поставленных целей

Время изучения, отчётность, тематическая программа

Тема 1. Введение

Тема 2. Теория и методология дисциплины

Тема 3. Методы общего оздоровления организма

Источник к теме 3. Ф. Г. Углов. Памятка русскому долгожителю

Тема 4. Улучшение зрения без очков

Тема 5. Сохранение здоровья при работе на компьютере

Тема 6. Аборты, защита материнства

Тема 7. Основы девиантологии

Тема 8. Пьянство и алкоголизм. Причины и последствия

Источник к теме 8. Л.Е. Попов. Алкоголь и человек конца XX века

Тема 9. Меры государства и общества по ограничению потребления алкоголя, утверждению трезвого образа жизни

Тема 10. Психолого-педагогические методы избавления от алкогольной зависимости

Источник к теме 10. Е. Кириков. Почему я бросил курить и употреблять алкогольные напитки

Тема 11. Курение: причины и последствия

Тема 12. Государство и общество в борьбе с курением

Тема 13. Наркомания. Социальные причины и последствия

Тема 14. Антинаркотическая политика государства

Тема 15. Общественные организации в борьбе с наркоманией. Методы освобождения от наркотической зависимости