Сайты ТУСУРа

Физическая культура и спорт в вузе

Учебное пособие

Содержит сведения о социально-биологических основах физической культуры, ее сущности, теории физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Учитываются современные данные науки и передового практического опыта в области физической культуры. Дидактические разделы включают контрольные вопросы, список литературы и глоссарий. Для студентов технических вузов.

Кафедра физического воспитания и спорта

Библиографическая запись:

Сарычева , Т. В. Физическая культура и спорт в вузе: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Т. В. Сарычева. — Томск: ТУСУР, 2019. — 216 с. — ISBN 978-5-4332-0277-1. — Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/9485
Автор:   Сарычева Т. В.
Год издания: 2019
Количество страниц: 216
Скачиваний: 100
ISBN:   978-5-4332-0277-1
УДК:   796/.799:378 (075.8)

Оглавление (содержание)

Введение ............................................................................................................ 3

1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов

1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены.

Функции физической культуры ........................................................................... 7

1.2 Основные понятия и их краткая характеристика ......................................... 17

1.3 Физическая культура личности .................................................................... 29

1.4 Ценностные ориентации и отношение студентов

к физической культуре и спорту ........................................................................ 38

1.5 Организационно-правовые основы физической культуры

и спорта. Программно-нормативные основы учебной

дисциплины «Физическая культура и спорт»

и организация учебной работы ......................................................................... 42

2 Социально-биологические основы физической культуры

2.1 Организм человека как единая саморазвивающаяся и

саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие

на организм природных и социально-экологических

факторов .......................................................................................................... 59

2.2 Анатомо-морфологические особенности и основные

физиологические функции организма. Средства

физической культуры и спорта для совершенствования

функциональных возможностей систем организма ......................................... 64

2.2.1 Строение и функции костной системы. Воздействие

систематических физических упражнений на скелет ....................................... 65

2.2.2 Строение мышечной системы и процессы,

протекающие во время ее работы.................................................................... 71

2.2.3 Кровь как физиологическая система ....................................................... 86

2.2.4 Сердечно-сосудистая система: физиологические

механизмы и закономерности направленного

воздействия физической тренировки .............................................................. 90

2.2.5 Дыхательная система и ее изменения, вызванные

двигательной активностью .............................................................................. 94

2.2.6 Закономерности работы нервной системы

под влиянием регулярной двигательной активности ...................................... 97

2.2.7 Влияние физической нагрузки на пищеварительную

систему .......................................................................................................... 102

2.2.8 Эндокринная система (железы внутренней секреции).

Гормоны и физическая деятельность ............................................................. 106

215

3 Общая физическая и специальная подготовка в системе

физического воспитания

3.1 Средства, методы, принципы физического воспитания ............................ 111

3.2 Основы совершенствования физических и психических

качеств в процессе физического воспитания ................................................ 126

3.3 Объем физических нагрузок, зоны интенсивности

физических нагрузок .................................................................................... 160

3.4 Структура и направленность учебно-тренировочного

занятия ......................................................................................................... 167

4 Спорт

4.1 Определение понятия «спорт». Принципиальное отличие

спорта от других видов занятий физическими

упражнениями ............................................................................................... 172

4.2 Основные направления в развитии спортивного движения .................... 177

4.3 Спортивная классификация. Структура спортивной

классификации и правила соревнований по избранному

виду спорта ................................................................................................... 182

4.4 Студенческий спорт. Организационные особенности

студенческого спорта .................................................................................... 186

4.5 Система студенческих спортивных соревнований .................................. 188

5 Особенности занятий избранным видом спорта или системой

физических упражнений

5.1 Модельные характеристики спортсмена высокого класса ...................... 194

5.2 Перспективное, текущее и оперативное планирование

спортивной подготовки в условиях вуза ....................................................... 196

5.3 Физическая, техническая, тактическая и психическая

подготовленность, пути ее достижения ......................................................... 200

5.4 Виды и методы контроля за эффективностью

тренировочных занятий ................................................................................ 204

Заключение ................................................................................................... 206

Литература .................................................................................................... 207

Глоссарий ....................................................................................................... 212