Основы социального государства

Учебно-методическое пособие для практических занятий

Становление рыночного хозяйства в странах Европы и Америки сопровождалось ростом социальной напряженности и конфликтами между имущими и неимущими слоями общества. Игрушкой рыночной стихии оказывались десятки миллионов людей: безработные и их семьи, малоимущие, те, кто не мог работать по объективным причинам – дети, старики, инвалиды, а также предпринимательский класс, которому в любой момент грозило разорение. В такой ситуации социальная напряженность и конфликты приобрели разрушительный и масштабный характер. Под угрозой оказалось само существование буржуазных обществ. Стало очевидно, что экономическая и социальная сфера нуждаются в регулировании. В качестве такого регулятора выступила власть – государство. Первый шаг в этом направлении был сделан в Германии в 1880-е гг. В дальнейшем эта практика расширилась как по охвату стран, так и по содержанию. Так формировалось социальное государство. Государство, в число приоритетных направлений в деятельности которого, входили социальные проблемы. Именно необходимость преодоления антагонизма между рынком, государством и обществом послужила толчком к формированию в индустриально развитых странах социального государства, становление которого относится к последней трети XIX в. За истекший период времени в индустриально развитых странах в ходе преодоления и решения этих проблем, укрепилось и развилось социальное государство. Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию социальным государством. Однако эта правовая норма не означает ее мгновенного воплощения в жизнь. Требуется немалый период времени и ресурсов. В такой ситуации для обеспечения социальной справедливости и социальной защищенности различных групп населения, оказавшихся в критических жизненных обстоятельствах представляется обоснованным включение в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования дисциплины, которая поможет будущим бакалаврам, занятым в различных сферах, заниматься продуктивно профессиональной деятельностью с учетом социальных проблем России. Поэтому представляется достаточно мотивированным присутствие в базовой части подготовки бакалавров по информационному сервису дисциплины «Основы социального государства» (Б1.Б.4). Дисциплина изучается в 3-м семестре 2-го курса и рассчитана на 24 часа лекций, 24 часа практических занятий и сдачу зачета. Предусмотрено также проведение контрольных работ, ориентированных на контрольные точки, как формы текущего контроля за усвоением учебного материала студентами, тестирование, выполнение письменной домашней работы. Для студентов уровня основной образовательной программы бакалавриат направления подготовки 43.03.01 «Сервис» («Информационный сервис») радиотехнического факультета.

Кафедра истории и социальной работы

Библиографическая запись:

Казакевич, Л. И. Основы социального государства : Учебно-методическое пособие для практических занятий [Электронный ресурс] / Казакевич Л. И. — Томск: ТУСУР, 2017. — 26 с. — Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/6734.
Год издания: 2017
Количество страниц: 26

Содержание

Предисловие …………………………………………………………………………………...3

Тематическая программа дисциплины «Основы социального государства». Разделы дисциплин и виды занятий... 4

Практические занятия ……………………………………………………………………… 5

Тема 1. Введение …………………………………………………………………………….. 5

Тема 2. Функции, признаки и модели социального государства ………………7

Занятие 1-е. Функции и признаки социального государства ……………….... 7

Занятие 2-е. Модели социального государства ………………………………….... 8

Тема 3. Экономические и правовые основы социального государства ……. 9

Занятие 1-е. Экономические основы социального государства ……………... 9

Занятие 2-е. Правовые основы социального государства ……………………... 9

Тема 4. Социальная политика: субъекты и уровни ………………………………...10

Занятие 1-е. Субъекты и административные уровни разработки и реализации социальной политики государства ……10

Занятие 2-е. Роль политических партий в формировании социального государства в современной России...…14

Тема 5. Социальная политика: цели, направления и механизмы реализации ………14

Занятие 1-е. Социальная защита населения в РФ …………………………….....14

Занятие 2-е. Механизмы реализации социальной политики ……………….…16

Занятие 3-е. Политика в области трудовых отношений в РФ …………….….. 17

Занятие 4-е. Уровень и качество жизни в РФ ………………………………….......18

Занятие 5-е. Актуальные проблемы социального государства в России на современном этапе......20

Формы контроля самостоятельной работы студентов …………………………… 21

Термины и понятия …………………………………………………………………………. 21

Вопросы к зачету …………………………………………………………………………….. 23

Рейтинговая система для оценки успеваемости студентов ……………………. 25

Примеры тестовых заданий ………………………………………………………………..25